В 2004 году был утвержден герб города Сморгонь. На нем в серебряном поле испанского щита изображен черный медведь, который стоит на задних лапах на красной решетке, а в передних лапах держит герб Радзивиллов – в голубом поле три черных охотничьих рожка, соединенные в центре мундштуками.
В лесах Беларуси всегда водилось очень много медведей, и местные жители издавна занимались охотой на них. Этот традиционный промысел и отражен на гербе Сморгони. По сути это был обычный зверь на территории современной Беларуси. Медведи есть у нас и сейчас, но в совершенно «гомеопатических» количествах. Сегодня их в нашей стране от 40 до 200 особей – так говорят люди науки. Такой разброс мнений существует по одной простой причине: их подсчет особо никто не ведет, но это другая история.
Добыть медведя на охоте всегда считалось особой удалью. Один из способов охоты: добыча зверя зимой на берлоге. Как известно медведь зимой спит, поэтому охота на берлоге устраивалась на заранее разведанного зверя и чаще всего не предвещала никаких неожиданностей. Но есть маленький нюанс: если в берлоге находится самка, то к концу зимы там, кроме нее, скорее всего, обнаруживается еще и один-два медвежонка. Медведицы рожают медвежат во время зимней спячки. Медвежат редко убивали, их обычно забирали и тискали до тех пор, пока они не погибнут. Некоторые звери попадали в зверинцы, некоторых держали на цепи для притравки собак. Иногда медведей даже откармливали на убой, это был очень в этом отношении полезный зверь. В ход шло все: шкура, сало, желчь и мясо.
Но значительная часть медвежат попадала к дрессировщикам-скоморохам, и те с ними потом ходили по ярмаркам, заставляя показывать всякие интересные «штуки» – плясать под дудку и бубен, кивать или мотать головой, якобы отвечая на вопросы. А обучали медведей в так называемых «медвежьих академиях». Эти академии были особой «фишкой» наших краев. Самая известная медвежья академия была открыта в городке Сморгони. Вот что пишет Википедия об этом заведении: «Особенного расцвета «академия» достигла при Кароле Станиславе Радзивилле (1734—1790) по прозвищу «Пане Коханку», который владел Сморгонью в 1762-1790 годах. Он назначил руководителем академии «барона» литовских цыган Яна Мартинкевича, который жил в Мире. Тот набрал группу из 20 цыган, которые жили и работали в школе. В период расцвета в «академии» дрессировали одновременно до 10 медведей и несколько обезьян. Обезьян закупал и присылал князь, а медведей доставляли из местных лесов, привозили из Жупранской и Налибокской пущ. Помимо собственных воспитанников, на обучение принимались медведи и от посторонних лиц, которые должны были заплатить за работу, питание и проживание дрессировщика. После смерти князя и вхождения белорусских земель в состав Российской империи, школа постепенно приходит в упадок. О «медвежьей академии» в своих мемуарах упоминали многие участники войны 1812 года, которым довелось побывать в Сморгони».
Обучение в «академии» было весьма жестоким, в частности, «плясать» медведей учили, подогревая бронзовый пол, на котором их держали. Раскладывая под полом костер, одновременно били в бубен. Животное от жара переминалось с ноги на ногу. Постепенно у медведей вырабатывалась причинно-следственная связь по отношению к звукам бубна. Как только они его слышали, сразу же начинали «танцевать». Выпускники «медвежьей академии» бродили по ярмаркам всей Европы: от городов Предуралья и Кавказа до Испании.
В 2014 году в современной Сморгони горожане поставили в городском парке памятник этому «учебному» заведению.