14 апреля 2021 г.
Внесение на текущем этапе изменений в законодательство
о туризме, в частности, через принятие нового Закона Республики Беларусь «О туризме» обусловлено последними событиями в туризме, вызванными как действиями отдельных туроператоров, так и пандемией коронавируса.
В результате данных происшествий туристы оставались и без приобретенных туров, и без денег, а в отдельных случаях вообще наедине со своими проблемами, поскольку турфирмы устранялись и по-прежнему устраняются от решения споров с туристами, прибегая к ликвидации и другим способам ухода от ответственности.
Пандемия, безусловно, явление опасное и массовое, однако жизнь не остановилась, а, наоборот, перестроилась под реалии коронавируса, и туризм в данном случае не исключение. Ведь уже на текущем этапе туроператорами предлагаются туры на лето по открытым сейчас направлениям (Болгария, Черногория, Тунис, Турция, ОАЭ, Россия и т.п.), равно как в комплексы туристических услуг включаются услуги по прохождению ПЦР-тестов. Поэтому следует понимать, что в туризме даже при измененных реалиях турист должен быть защищенным в своих правах и законных интересах. Следовательно, нельзя отлагать принятие на текущем этапе нового Закона Республики Беларусь «О туризме», ведь непринятие мер по защите прав туристов приведет к еще более плачевным последствиям, чем те, что сложились на сегодняшний момент.
В мировой же практике финансовая ответственность туроператора при международном выездном туризме (Российская Федерация, Республика Казахстан, Республика Польша, Латвийская Республика, Федеративная Республика Германия и т.п.) уже давно стала аксиомой.
Следует сказать, что турист – не единственная категория участников, которым требуется правовая защита.
Существует такая категория предпринимателей, как турагенты, которые являются обычными продавцами сторонних туров, получая свой невысокий процент за посредничество. Именно турагентам приходится нести полный объем ответственности. Поскольку задолженность за нереализованные туры во много раз превышает их процент по комиссии, данное обстоятельство зачастую приводит к банкротству и ликвидации турагентов и их вытеснению с рынка туристических услуг.
Данное обстоятельство также сказывается на защите прав потребителей, поскольку, не имея договора с туроператором, турист в связи с фактическим уходом турагента не может предъявить претензию туроператору либо обратиться в суд с иском. Поэтому возникает вопрос разделения ответственности турагента и туроператора, сохранив за агентом посредническую функцию, а за туроператором функцию основного исполнителя по собственным турам.
Еще одной составляющей туризма является экскурсионное обслуживание, и в настоящее время существует проблема так называемых экскурсоводов-нелегалов, которые проводят экскурсии, не имея свидетельства об аттестации экскурсовода, тем самым, вытесняя грамотных и опытных экскурсоводов. В законопроекте планируется предусмотреть, что экскурсии могут проводить только аттестованные экскурсоводы и гиды-переводчики.
Эффектом принятия нового Закона Республики Беларусь
«О туризме» станет вытеснение недобросовестных игроков с рынка, а также укрепление позиций и правовой защиты наиболее уязвимых категорий участников.
Очевидно, что время перемен в туризме уже настало, поэтому принятие нового Закона Республики Беларусь «О туризме» необходимо на текущем этапе.