15 сентября 2023 г.
В Сморгонском опытном лесхозе убеждены, что работа по экологическому просвещению и воспитанию может быть и экономически оправданной. При грамотном подходе и желании что-то делать и добиваться в этом успехе. Хотя почему – убеждены? Здесь это уже доказали. Только вот порядок исходных условий такого результата, пожалуй, иной: вначале желание, а потом грамотный подход. Впрочем, судите сами.
ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД
Отправной точкой для развития экотуризма в Сморгонском опытном лесхозе стал охоткомплекс. Построили один домик, баню, второй домик... Но, несмотря на то что охотничий комплекс «Ореховка» находится всего в нескольких километрах от самой Сморгони, гостей в нем не было. Значит, не было ни доходов, ни окупаемости. И нельзя сказать, что о продвижении своих услуг в лесхозе забыли: местное телевидение, местная газета… «Рекламу давали куда только возможно, – рассказывает заместитель руководителя по идеологической работе Сморгонского опытного лесхоза Андрей Петровский, – но она не работала, посетителей практически не было». Тогда в лесхозе стали искать иные пути рассказать о себе. Собственно, сам идеолог и занялся этой работой. А отталкивался он в этих исканиях в первую очередь от того, что сарафанное радио – самая лучшая реклама и начинать в этом деле нужно с малого. Точнее, с маленьких посетителей – с детей. Так пришли к идее проводить для них экскурсии. Разумеется, одного охотничьего комплекса для такой задумки мало, поэтому в программу экскурсий включили питомник своего лесхоза, вольеры соседнего Островецкого лесхоза и уже в завершение поездки – чаепитие с подведением итогов, обменом мнением на своем охоткомплексе «Ореховка». Здесь детям рассказывали о лесе, лесной работе, и, что немаловажно, вручали небольшие сувениры – календарики, ручки, что-то еще. Но обязательно с контактами лесхоза. И это сработало: провели буквально пару экскурсий – и пошли звонки. Успех этой ставки для Андрея Петровского вполне объясним: – Да, возможно, ты от кого-то что-то слышал про такой комплекс, где-то видел его рекламу. Но тут приходит твой ребенок, полон эмоций, рассказывает, где он был, что видел, показывает фотографии… Эффект совершенно иной. Родители удивлялись: «Ого, у нас такое есть?! И где? Совсем недалеко от города! Как позвонить?» «Вот дали календарик, ручку, блокнотик с номером» ... Так постепенно в лесхоз пошли заказы уже на сам охоткомплекс. И сегодня он на выходные практически всегда заполнен. Но про экотуризм в Сморгонском лесхозе не забыли и стали развивать его дальше. – Сморгонь – город не очень большой, и детям, которые уже побывали у нас на стандартной экскурсии, второй раз может быть не так интересно, – рассказывает Андрей Петровский. Чтобы не повторяться, основной маршрут стали дополнять новыми пунктами, включая в него местные достопримечательности. Сегодня это может быть и музей-усадьба М.К. Огинского, и гончарная мастерская, и действующая водяная мельница, и Кревский, и Ольшанский замок и др. Словом, любые объекты на территории не только самого Сморгонского, но и близлежащих районов. Но посещение базисного питомника лесхоза, его охоткомплекса осталось обязательным пунктом экскурсионного маршрута. И все же снова о том, что Сморгонь – город небольшой. И за эти годы уже многие ученики с 1 по 5 классы побывали на разных экскурсиях. «Поэтому развиваться надо дальше», – убежден идеолог Сморгонского опытного лесхоза. Чтобы задействовать как-то охоткомплекс, сначала в Ореховке проводили только новогоднее представление. Потом стали организовывать масленичные гуляния: в течение недели здесь в формате игр и конкурсов рассказывают про лес и все, что с ним связано. А в конце, конечно, дегустация блинов с разными начинками и т.п.
– В прошлом году пошли еще дальше, – делится Петровский. – В рамках «Недели леса» для самых маленьких, тех, кто еще не может работать с мечом Колесова, но тоже не против поучаствовать, на комплексе организовали представление с посадкой леса, а уже в конце мастер- класса каждый ребенок посадил какое-то деревце. В этом году представление в рамках акции «Неделя леса» проводили на территории питомника, где уже частично оформлена экотропа. «Да и комплекс был занят», – признается идеолог. – Наша экотропа сделана фактически подручными средствами и почти безо всяких затрат, – делится Андрей Петровский. – Я считаю, не нужно ее делать длинной и с частыми объектами: никто не будет читать большие стенды и слушать долгие рассказы. Поскольку наша целевая аудитория – дети, то и информация для них должна быть занимательной и подаваться легко. Да, пока экотропа в лесхозе еще в стадии доработки: все необходимые документы, как говорит Петровский, подготовлены, и в течение этого года ее должны довести до ума. Между тем во время летних каникул ее активно задействовали для проведения любопытного мероприятия с симпатичным названием «Экокроссинг». Так, несмотря на неполную готовность, экотропа уже позволяет лесхозу зарабатывать невесть какие, но деньги.
ЭКОНОМИКА
Экономика экологической и воспитательной работы в лесхозах – отдельная тема. Как правило, все мероприятия этого направления плохо коррелируют с финансовой эффективностью. В Сморгонском опытном лесхозе все мероприятия приносят доход. Причем как экскурсионные, так и представления, в которых лесхоз задействует еще и районную «культуру». Вначале о том, что называется экологическим туризмом, – экскурсионных мероприятиях. Групповая экскурсия сегодня стоит 300 рублей: с ребенка выходит примерно 12 рублей. В этой сумме заложены работа двух сопровождающих и транспорт – автобус лесхоза на 25 мест. – Свой автобус – большое подспорье: после того как он завез людей на смену, до вечера свободен. За это время вполне успевает поработать на экскурсии, расход топлива у него небольшой… Если заказывать транспорт на автобазе, то о какой-то прибыли можно забыть, – делится заместитель директора по идеологической работе лесхоза. А вот в организации представлений и праздничных мероприятий своими силами лесхоз уже не ограничивается и приглашает артистов районного центра творчества детей и молодежи. И тоже остается не в убытке. Стоимость централизованных представлений – 15 рублей с ребенка. Из них 8 рублей по договору перечисляется центру творчества детей и молодежи. Плюс легкое чаепитие, опять же транспорт… И все равно лесхоз не в убытке. – С этими представлениями за прошлый год заработали почти 13 тыс. рублей. В этом – уже почти 8 тысяч. Поэтому и на осень мы планируем дальше развивать какую-нибудь программу. – Даже в годы пандемии лесхозу удавалось приглашать 300–400 детей в год. Теперь на такие мероприятия к нам приезжает в год примерно 500 детей.
И БЮРОКРАТИЯ
У подобных мероприятий немало подводных камней бюрократического характера. Например, театральное удостоверение, которое нужно иметь для того, чтобы проводить у себя какие-то представления. Сморгонский опытный лесхоз вынужден был его получить. – Нельзя просто так провести и группу детей: нужно получить разрешение в ГАИ. Для этого подается заявка, делается список детей, подписывается, утверждается руководителем, согласовывается с начальником милиции. И только тогда можно проводить эту перевозку, где указывается маршрут, время движения, ответственные за перевозку детей. Тоже немаловажный момент, которые немногие знают. И все бы ничего, но, как говорит Андрей Петровский, заполнение документов, переговоры с учителем, составление списков и т.д. тоже отнимает время: на оформление одной группы уходит минимум 2-3 часа. Во время каникул, когда идет основной наплыв этих поездок, и все школы хотят уложиться в одну неделю, приходится 2-3 дня сидеть только над оформлением бумаг. Вторая проблема с которой столкнулись в лесхозе – работа в выходные дни, когда чаще всего и проходят такие экскурсии. В сезон охоты охотовед, егеря заняты, если в это время есть дела и у идеолога, приходится уговаривать специалистов из отделов… – Как то выкручиваемся, – говорит идеолог, – но это не очень правильно. Я считаю, что, когда есть конкретный специалист, как, например, в Гродненском лесхозе менеджер по туризму, который отвечает только за это направление, развиваться можно практически бесконечно. А развиваться есть куда. По мнению Андрея Петровского, еще не поднят огромный пласт возможностей. – По планам каждый класс каждую четверть должен посетить какой-нибудь объект. Сколько школ, сколько классов! Но нужно понимать, что недостаточно забросить в школу листовку и думать, что дело сделано: ее повесят на стенд и забудут, – делиться опытом идеолог лесхоза. – Нужно приходить к классным руководителям, особенно перед каникулами. И когда уже хотя бы один класс к вам приехал, можно быть уверенным – они начнут рассказывать остальным. И все же экономика экономикой, но за вывеской экологического туризма и просвещения стоит важная работа по профориентации. И когда школьник вернется домой с таких экскурсий с мыслью «Хочу быть лесником», это, по мнению Андрея Петровского, никакими материальными критериями не измерить. И, к слову, в профориентации Сморгонский опытный лесхоз тоже пошел своим путем. Сделав ставку не на количестве, а на качестве, лесхоз создал школьное лесничество на базе центра творчества детей и молодежи Сморгони, с которым уже давно сотрудничает. И уже в первый год пришло 12 ребят из разных школ. Можно предположить, что это уже именно те, кто действительно в теме и не безразличен к лесу. Более того, как оказалось, почти в каждой школе есть кружки лесоводов, т.е. без оформления в качестве школьного лесничества идет работа в этом направлении. И вот теперь в лесхозе поставили себе задачу, чтобы ребята из разных школ Сморгони, которые занимаются в этих кружках и хотят связать жизнь с лесным хозяйством, хотя бы по выходным дням приезжали в лесхоз на экскурсии. И для того чтобы оценить важность этой работы, уже не очень и нужны какие-нибудь экономические показатели.