14 декабря 2021 г.
На фоне различных ограничений, связанных с поездками за рубеж, внутренний туризм должен переживать определенный подъем.
Так это и происходит во многих странах. В определенной степени – благодаря политике субсидирования внутренних путешествий, которую поддерживает государство.
В 2021 году в Беларуси также обратили внимание на этот вопрос. В Минспорта была создана рабочая группа «по выработке механизма субсидирования туристических путешествий по стране
для жителей Республики Беларусь».
Республиканский Союз туристических организаций на заседании, которое прошло 7 декабря подготовил свои предложения – как именно можно и нужно стимулировать внутренний туризм в Беларуси.
Опыт различных стран говорит о том, что может быть два варианта финансового стимулирования поездок граждан по родной стране. Это так называемый «кэшбэк» — потребитель приобретает тур в туркомпании, либо бронирует услугу на объекте туристической инфраструктуры (по специальной программе кэшбэка), и затем государство возвращает определенную часть затрат на карточку потребителя.
Второй вариант – потребитель приобретает тур в туркомпании либо бронирует услугу проживания на объекте инфраструктуры со скидкой, а государство затем возмещает эту скидку продавцу.
Республиканский Союз туристических организаций, обсудив оба варианта, пришел к выводу, что в наших условиях оптимальным решением станет «кэшбэк».
На взгляд профессионалов туристической отрасли, которые состоят в РСТО, размер белорусского кэшбэка за туризм по родной стране также мог бы составлять 20% от стоимости тура. Это разумная скидка, она вполне по силам государству и также интересна туристу, который выбирает – остаться дома у телевизора либо отправиться на изучение какого-либо региона Беларуси.
На заседании РСТО говорили о том, что если государство действительно заинтересовано в том, чтобы белорусы больше путешествовали по Беларуси и тратили деньги внутри страны, то программа кэшбэка станет реальным механизмом для осуществления этих планов. Она предоставляет клиентам право выбора, учитывает интересы всех игроков рынка, стимулирует отечественный турбизнес обращать все больше внимания на внутренний туризм.
Вопросы стимулирования туризма в наших условиях давно требуют детального рассмотрения. К примеру, большой проблемой являются семейные путешествия. Туры по Беларуси недешевые, и они становятся все более недоступными для семей, имеющих небольшой доход. Сегодня отправиться вчетвером в двухдневный тур, к примеру, в Брест или Гродно – стоит немалые деньги. В связи с этим, возможно, государству стоило бы рассмотреть отдельные «кэшбэки» для детей – к примеру, путешественникам до 6 лет – 100% возврата стоимости тура, до 12-ти – 50%. Это было бы действенно.
В целом, говоря о «раскрутке» внутренних поездок, государство могло бы уделить больше внимания различным категориям туристов. Особых программ заслуживают пенсионеры, студенты. Можно было бы предусмотреть кэшбэки или скидки на входные билеты в музеи и другие объекты познавательной туристической инфраструктуры.
Наверное, тут возникает простой вопрос: а какой, собственно, смысл государству стимулировать внутренний туризм в стране?
Практически все страны (соседние, и не только) уже ответили на этот вопрос. Деньги, выделенные на путешествия, остаются в стране. Растет рынок объектов туристической инфраструктуры, соответственно, увеличивается количество рабочих мест, созданных на внутреннем рынке. Впрочем, туризм – это не только отели и турфирмы, с этой отраслью тесно связан общепит, развлекательные объекты, дороги, придорожный сервис и еще много-много сегментов и отраслей экономики. Все получают деньги от того, что соотечественники больше путешествуют. Развитие внутреннего туризма приводит к тому, что лучше себя чувствуют музеи, заповедники, выставочные компании, санатории. И все вместе стимулирует развитие экономики. Кроме того, имея развитый внутренний рынок, страна будет готова заняться и въездным туризмом, когда это станет возможным – не нужно будет после открытия границ все восстанавливать или заново создавать. В любой момент отрасль сможет подключиться и к инкамингу, который сегодня, увы, практически на нуле.
И самое главное, внутренний туризм учит людей все больше познавать свою страну, любить ее, знать историю, быть патриотами. Программа «кэшбэка» прекрасно содействовала бы этим целям. Тем более что механизм уже разработан, остается только воспользоваться готовым опытом, приспособив его к нашим условиям.